Общешкольный проект «Здоровая семья- здоровые дети»
Один из принципов искусства воспитания гласит: здоровые дети должны воспитываться
не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого! Кант И. Название проекта: «Здоровая семья- здоровые дети» Сроки реализации проекта: 2013-2014 учебный год Куратор проекта: заместитель директора по ВР Цетва Т.Н. Руководитель: педагог-организатор Агеева В.Г. Члены проектной группы: Совет лидеров ДОО «ШТОРМ» . Председатель МО классных руководителей Дадатченко Т.В. Педагог - психолог школы Рахманкулова Е.Ф.
Участники проекта:
1) коллектив родителей и детей; 2) администрация школы; 3) учителя- предметники; 4) педагог- психолог, социальные педагоги школы; 5) классные руководители; 6) медсестра школы; 7) библиотекарь школы; 8) МУК «ЦБС»; 9) районный и областной центры «Семья» и другие социальные партнёры.
Обоснование потребностей создания проекта
Семейное воспитание в широком смысле слова – изначальная форма социализации и воспитания детей, в процессе которого происходит развитие и становление личности. Нестабильность в обществе, изменения в социальной сфере, кризис в экономике, падение нравственности оказали существенное влияние на семью, на выполнение ею своих функций: репродуктивной (рождение детей), воспитательной, хозяйственно-экономической, коммуникативной, рекреативной (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха, досуга), регулятивной, нравственно-нормативной. Одним из показателей хорошей семьи является забота о здоровье воспитывающихся в ней детей. В МБОУ-СОШ № 1 р.п.Степное сложилась система форм и методов взаимодействия с семьёй как социальным институтом воспитания. Тематические родительские собрания, заседания ,большого и малых управляющих советов, родительские лектории, целевые встречи с родителями, психолого-педагогическое консультирование родителей играют большую роль в повышении психолого-педагогической, правовой грамотности родителей. Тесная связь школы с другими социальными институтами, заинтересованными общественными структурами играет также немаловажную роль в повышении воспитательного потенциала семьи. В школе разработаны и приведены в действие разного рода программы, отражающие систему работы школы с обучающимися и их семьями (комплексно-целевая программа "В будущее вместе , программы и планы взаимодействия школы с другими социальными институтами, заинтересованными общественными структурами, проекты «Доброе сердце», «Мы выбираем, нас выбирают», «Информационно – правовая служба школы в действии», «Читающая школа», «Здоровый образ жизни» и т.д.). С учётом положительного опыта работы предыдущих лет в школе намечаются новые цели и задачи, которые предполагают улучшить процесс семейного воспитания, укрепить защиту прав детей, снизить негативное влияние на семью социальных явлений в обществе В стандартах нового поколения, одним из основополагающих направлений является реализация перехода от традиционных воспитательных систем к духовно-воспитательным пространствам, изменением форм бытия воспитания. В школе приняты и реализуются Программа духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников и Программа воспитания и социализации обучающихся основной школы. Воспитательное пространство понимается как форма жизнедеятельности, которая выводит школу и учащихся в мир культуры, расширяет возможности личностного и духовно-нравственного саморазвития, самореализации, самоопределения. Личность реализует себя в среде, благодаря культурным практикам, разнообразие которых составляет содержание личностно-ориентированного воспитания. В культурных практиках детьми воссоздаются образцы культурной жизни (дела милосердия; забота о тех, кто в ней нуждается; выполнение различного рода поисковых и исследовательских работ, практическое участие в деятельности школьного самоуправления, выполнение социальных проектов и т. д.) Они позволяют осуществлять воспитание на основе инициативы, интересов, мотивации детей, включать их в жизнетворчество, организовывать проектный опыт учащихся, обеспечивать демократический образ жизни школьного сообщества, предоставить возможность каждому его участнику действовать на личностном уровне. Именно поэтому содержание воспитания в качестве своих основных компонентов должно иметь культурные практики учащихся. Такие практики учащимися будут наиболее осуществимы в условиях открытого диалога школы и семьи, диалога поколений, общественных организаций и т. д. При этом эффект воспитания возрастает, усиливается роль образования, педагогической работы по формированию у детей общей системы ценностей, переориентации массового и педагогического сознания с индивидуальной обособленности на консолидацию усилий для совместного решения социокультурных проблем
Цели и задачи
Цели:
· установление сотрудничества и созидательных отношений между семьей и школой для полноценного развития каждого учащегося, способного к постоянному самосовершенствованию; · поиск новых подходов в работе с семьёй, оптимальных форм и методов взаимодействия для укрепления и оздоровления детско-родительских отношений. · оптимизация физического развития обучающихся, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность Задачи: · вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами учебно-познавательную, культурно- досуговую, общественно-полезную и спортивно-оздоровительную деятельность. · оказание помощи семье в воспитании детей. · психолого-педагогическое просвещение семей. · коррекция семейного воспитания. · знакомство с нормативно-правовой документацией по защите прав ребенка.
Задачи воспитания: · сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои. · пробудить все силы, присущие человеку: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические. · сформировать человеческие устои, понимание добра и зла. · не приспособить индивида к потребностям общества, а сформировать у него умение ориентироваться в обществе, воспитать человека творца. · сформировать культуру общения. · воспитать потребность созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения. · приобщить воспитанников к региональной, национальной и мировой культуре.
Формы организации совместной деятельности взрослых и детей.
· Формы познавательной деятельности: Творческие отчёты по предметам. Открытые уроки. Праздник знаний. Турниры знатоков. Совместные олимпиады по предметам. Выпуск предметных газет. Викторины .Конкурсы эрудитов. .Интеллектуальные игры. · Формы трудовой и профориентационной деятельности: Совместные трудовые десанты .Ремонт и благоустройство школы. Озеленение пришкольной территории. Оформление кабинетов. Экскурсии на предприятия ,где трудятся родители. · Формы спортивной и туристической деятельности :Дни здоровья. Школьная спартакиада. Спортивные праздники. Соревнования. Экскурсии. Походы. · Формы досуговой деятельности :Выставки. Игровые семейные конкурсы: спортивная семья, музыкальная семья, конкурс семейных альбомов, газет, семья- эрудит .Концертные программы, семейные праздники и фестивали. День матери. Ярмарки семейных поделок.
Ожидаемый результат.
Участие школьников, молодежи, родителей и общественности в решении образовательных и социальных проблем через реализацию проектов, программ, благотворительных акций. Развитие добровольческих инициатив детей и молодежи. Повышение интереса общественности к проблемам школы и местного сообщества. Привлечение дополнительных ресурсов, в том числе финансовых через партнерство с органами власти, бизнесом и участие в реализации различных проектов. Укрепление связи между учреждениями образования, культуры, здравоохранения и другими сферами. Обогащение традиций школы. Укрепление воспитательного потенциала образовательного процесса. Защита прав и интересов семьи, каждого из её членов, реализация их собственного "Я" путём создания условий для развития потенциальных способностей. Тесная связь школы, семьи, общественности; заинтересованность в удовлетворении запросов и потребностей семьи как института воспитания.
Условия реализации проекта.
1.Установление партнёрских отношений с семьёй каждого учащегося, создание атмосферы взаимной поддержки и общности интересов. 2.Создание системы просветительской деятельности с родителями и семьями учащихся. 3.Насыщение воспитательной деятельности различными формами совместной деятельности детей , родителей ,педагогов.
Основные этапы реализации проекта
Креативный- август Изучение методической литературы, разработка концепций, определение целей и задач проекта, заключение принципов партнерства с общественными организациями. Планирование-сентябрь Разработка планов реализации проекта, примерного порядка работы с общественными организациями, установление сроков исполнения и ответственных. Деятельный- сентябрь- май Реализация проекта. Проведение школьных конкурсов «Лучший клуб здоровья», «Лучший проект» Итогово- аналитический – май Подведение итогов реализации проекта, анализ результатов.
Формы и содержание работы
Направления деятельности Содержание работы Диагностика и анализ Методическая работа Формирование банка данных на основе социальных паспортов классов. Изучение проблем и потребностей семей, в которых воспитываются школьники. Изучение эффективных инновационных форм и методов взаимодействия школы с семьёй с привлечением заинтересованных общественных организаций. Ознакомление с передовым отечественным и зарубежным опытом работы с семьёй. Сбор и систематизация информационных материалов, литературы по вопросам семейного воспитания, изучение законодательных и иных правовых актов, организация пользования ими Организация взаимодействия школы с семьёй
Форма взаимодействия
Родительские собрания Согласование совместных действий, педагогических позиций, информирование друг друга о проблемах, анализ достигнутых результатов
Педагогический совет Осмысление опыта родителей и педагогов посредством обсуждения реальных воспитательных ситуаций, согласование знаний, умений родителей и педагогов в воспитательной деятельности
Психолого-педагогические консультации Оказание помощи семьям в поиске выхода из проблемной ситуации, повышение психологической культуры родителей, расширение сознания, формирование готовности к творческому освоению мира
Психолого-педагогический консилиум Совместное обсуждение особенностей личности ребёнка с целью согласования представлений, точек зрения, действий по выработке программы решения проблем развития ребёнка, коррекции его поведения
Родительский лекторий Повышение психолого-педагогической, правовой и др. грамотности родителей
Малый педагогический совет Привлечение родительской общественности к решению актуальных школьных проблем
Родительский вестник на сайте школы Освещение проблем развития, обучения, семейного воспитания учащихся школы
Управляющие советы классов Привлечение родителей к решению проблем организации учебно-воспитательной, культурно-массовой и хозяйственной работы школы
Управляющий совет школы Участие общественности, родительского, педагогического и ученического коллективов в управлении школой, оказании необходимой помощи для эффективного функционирования и развития школы, реализации важнейших требований, предъявленных государством и обществом к обучению и воспитанию учащихся
Дни открытых дверей Знакомство, обмен опытом, приобщение родителей к учебно-воспитательному процессу в школе
Совместные культурно – массовые мероприятия Организация совместного культурного отдыха, объединение опыта и усилий родительско- педагогической общественности в формировании положительных качеств и потребностей школьников Темы родительского лектория « Семья и школа- партнёры в воспитании ребёнка. ( Школа как открытая социально-педагогическая система .Встреча с учителями, работающими в данном классе ,администрацией. Итоги лета. Требования, особенности образовательного процесса для детей данного класса традиции ,выборы родительского комитета и т. д).
«Физиологические показатели развития школьника. Режим дня. Особенности питания. Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья детей.(Основы формирования у ребёнка навыков здорового образа жизни, влияние на здоровье ребёнка негативной теле- и видеоинформации, профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей, основы деятельности психолого- медико- педагогической службы).
« Нравственный облик человека и поведение человека» (. Что такое личность? Необходимость внимания к индивидуальности ребёнка, его душевному и духовному развитию, нравственные чувства человека и особенности их формирования, психология потребностей: разумные потребности и псевдопотребности,о развитии самосознания у детей и подростков, педагогическая запущенность подростка и её причины, роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.
« Приоритет семьи в воспитании ребёнка».( Семья и её роль в воспитании, воспитательный потенциал семьи, типичные недостатки воспитания пути их преодоления, традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье, иерархия отношений в семье, истоки глубинной привязанности в детско- родительских отношениях)
Подведение итогов года ..Награждение родителей за помощь в организации образовательного процесса.
В рамках проекта «Здоровая семья- здоровые дети» реализуются классные проекты на тему « Семья и здоровье ребёнка».
Критерии оценки эффективности проекта. • Снизится количество детей группы «риска». • Большинство родителей примут участие в реализации проекта. • Увеличится число участвующих в спортивных секциях. • До 85% увеличится число учащихся, участвующих во внеклассных мероприятиях. • Возрастет заинтересованность родителей к жизни, здоровью, эмоциональному самочувствию ребенка. • Родители займут ответственную позицию в организации внеклассной работы. • Управляющий совет наполнит свою деятельность новым содержанием.
Список использованных источников Гребенников И.В. Сущность педагогического руководства семейным воспитанием /Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием. – М.: НИИ ОПВ АПН СССР., 1980. Земска М. Семья и личность: Пер. с польск. – М.: Прогресс, 1986 Карклина С.Э. Проблемы семейного воспитания. – М.: Сов. Россия, 1983. Новые технологии воспитательного процесса / Шуркова Н.Е. и др. /Под общ. ред. В.А. Карковского. – М.: МП "Новая школа", 1994. Источник: Социально-педагогическое проектирование: опыт участников республиканского конкурса «Социальный педагог – 2003»: Методические материалы. - Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2004.- 57с. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с
|